Требуется до семи попыток: психолог Марина Киселева рассказала, почему жертвы абьюза не уходят от своих мучителей
В криминальной хронике регулярно появляются статьи о женщинах, избитых своими мужьями или сожителями. Один из самых распространенных вопросов, возникающих после прочтения: почему она не уходит? На него отвечает кризисный психолог Марина Киселева:
«Отношения, в которых присутствует насилие, — цикличны и развиваются по спирали. Первая фаза — «медовый месяц». Цветы, клятвы о любви, забота. Идеальная картинка. Но постепенно нарастает напряженность.
Мы переходим во вторую фазу — напряжение. Мужчина становится раздражительным, он все чаще чем-то недоволен. Дальше — хуже. Женщина начинает копаться в себе. Это подкрепляется постоянными обвинениями со стороны партнера.
Третья фаза — разрядка напряжения. Вспышка агрессии, жестокого обращения, избиение, возможно с тяжелыми последствиями, изнасилование. В крайних случаях — убийство.
Высвобождение энергии снимает напряжение. Абьюзер обвиняет женщину в том, что она «довела» и «сама виновата». Обидчик в корне меняет свое поведение. Мы опять оказываемся в фазе «медового месяца», во время которого агрессор извиняется, клянется, что это никогда не повторится.
Постепенно извинений и обещаний становится все меньше, цель их — предотвратить уход и вмешательство со стороны. Однако неизбежно возникают жизненные трудности, которые снова ведут к фазе нарастания напряжения.
Со временем продолжительность циклов уменьшается. Стадия «медового месяца» почти исчезает. Интенсивность насилия увеличивается. Личность женщины, долгое время находящейся в насильственных отношениях, постепенно деформируется. Неуверенность в себе, чувство бессилия, безысходности, изоляции, страх мести со стороны мужчины. Формируются психологические защитные механизмы, которые позволяют оставаться в подобных отношениях. Женщины начинают оправдывать насильственные действия, приуменьшают их значение, видят причину в себе.
Кроме того, существует ряд социальных причин, мешающих женщине уйти: финансовая зависимость, отсутствие жилья, чувство стыда и страх осуждения. В нашем обществе бытуют стереотипы, что жертва сама виновата в том, что ее бьют. Она «спровоцировала», «довела», «ей это нравится, раз терпит». Мы все, воспитанные в обществе, не свободны от предрассудков. Женщины, оказавшиеся в ситуации насилия, тоже несут в себе эти стереотипы.
Авторы насилия умело манипулируют чувством вины, перекладывая ответственность за произошедшее на женщину. Пострадавшие искренне в это верят. Женщины оказываются между двух огней. Им приходится делать выбор между страхом физической боли и страхом осуждения и насмешек окружающих.
Для человека с низкой самооценкой выбор оказывается однозначным. Страх быть отвергнутой обществом оказывается сильнее страха побоев и даже риска смерти. По этой причине они не обращаются за помощью, не рассказывают родным и близким о происходящем, врут врачам, что «сами упали», забирают заявление из полиции и не решаются на судебный процесс.
Свидетели насилия, наблюдающие подобные отношения в кругу своих близких, тоже испытывают тяжелые и неприятные эмоции. Их раздирает на части возмущение происходящим, сочувствие к пострадавшей и непонимание ее поведения. Из-за невозможности повлиять на ситуацию их психика начинает защищаться и сползает на «спасительное» обвинение жертвы. Даже если вслух это не озвучивается, то транслируется поведением.
Так женщины попадают в еще один «замкнутый круг» осуждения и отвержения, заставляющий их дальше терпеть побои. Выход из абъюзивных отношений крайне сложен и почти невозможен без посторонней помощи.
По статистике, женщине требуется до семи попыток, чтобы уйти. Для тех, кто решился разорвать цикл насилия или только начинает подозревать, что в отношениях что-то не так, — работают кризисные центры для женщин. В них можно получить необходимую помощь».
Ранее «Патрульный Петербурга» сообщал о том, что полуголая петербурженка с ножевым ранением печени до последнего не сдавала агрессивного мужа-уголовника.