Психолог Наталья Картавых рассказала, как забрать гаджет у подростка, не доводя до скандала
Острое противостояние родителей и детей из-за мобильных телефонов не стихает. 25 апреля в Приморском районе, после конфликта с родителями из-за частого использования смартфона, школьницу пришлось госпитализировать. По факту происшествия проводится проверка.
Подростки «залипают» в гаджеты, а не в учебники, чем выводят родственников из себя. Часто бывает, что дело доходит до крупных ссор и скандалов, а последствия таких конфликтов принимают необратимый поворот.
Как аккуратно избавить ребенка от привычки сидеть сутками в телефоне, не доводя до пободных происшествий, рассказала психолог-психоаналитик Наталья Картавых:
«Хотя рекомендации по введению ограничений и правил в семье (не только в отношении гаджетов) применимы к любому детскому возрасту (просто чем старше ребенок, тем больше мы ему объясняем и более сложным языком), стоит отметить, что такая масштабная и категоричная реакция свойственна в большей степени именно подросткам.
В силу гормональной перестройки организма и соответствующей разбалансировки работы некоторых систем подростки очень чувствительны, часто могут быть возбудимы, импульсивны, плохо прогнозируют последствия своих поступков (еще не созрели отделы мозга, отвечающие за эту функцию).
Задача подростка — отделиться от родителей, выработать собственное мнение, интересы и жизненный путь, поэтому и возникают вспышки агрессии, с которой они пока не научились справляться, но которая позволит им в дальнейшем стать самостоятельными. Родители становятся меньшим авторитетом, чем лидер подростковой группы, заслуживший уважение учитель, тренер, певец или блогер. Ребенок будет сравнивать свою ситуацию с тем, как это устроено у друзей, одноклассников.
Авторитарное навязывание родителями своего порядка будет восприниматься в штыки, даже если ребенок этого не покажет. (Чем старше ребенок, тем легче ему найти способ добиться своего «по-тихому», скрывая это от родителей.) Более эффективным будет не давление, а сотрудничество: обсуждать с ребенком то или иное правило, почему нужно делать именно так и столько, что он сам думает, что говорят об этом в его окружении.
Полезно давать ссылки на исследования, статьи, где освещается данная проблема (например, вред длительного использования гаджетов для глаз, концентрации внимания и работы мозга в целом, личного общения и т. д.).
Подростки очень нуждаются в родительской поддержке, в ощущении, что в любом случае мы на их стороне, хотя стараются этого не показывать. Чтобы сепарация (отделение) прошла хорошо, необходима уверенность в родителях, в их надежности и предсказуемости. Ряд семейных правил может давать ощущение порядка и безопасности. Но правила должны быть, как уже сказано, понятными, а также реалистичными.
Если ребенок находится на карантине или учится онлайн, если у него мало друзей, с которыми он может общаться «вживую», то его потребность в гаджетах очень высока, а ограничение заметно скажется на его жизни и возможности общения. Все эти аспекты нужно обсудить с ребенком, внимательно относясь к его аргументам, и либо изменить собственные требования, либо найти альтернативу для ребенка. Если он тяжело налаживает контакты в реальной жизни, можно обратиться к психологу, так как в этом случае проблема не в гаджетах.
Кроме того, любые органичения должны вводиться постепенно (не вдруг резко стало можно один час в день, а было можно хоть все 24). Но если правило введено, то оно должно исполняться, независимо от маминого или папиного настроения. Тогда ребенок быстрее к нему привыкнет, а иначе появится ощущение непредсказуемости и лишней зависимости. Важно замечать и хвалить ребенка за любые улучшения. Если он уменьшил время использования, например, на 25% процентов, это уже очень значимо.
Вспомните, как сложно менять свои привычки и жизненный уклад. Это также приучит ребенка к полезной идее о том, что в жизни не обязательно получается «все сразу», а главное — не бросать начатое и двигаться к цели.
Если родители реагируют очень резко, жестко, неожиданно, то ребенок «теряет почву под ногами». Также лучше избегать публичных обсуждений проблем и ограничений (на глазах сверстников, родственников и т. д.), не обесценивать и не высмеивать потребности ребенка («Переписывается, любовь тут у него, иди лучше уроки делай!»). Не стоит отнимать и читать переписки. Такие родительские реакции могут восприниматься как унижение и вызывать непереносимый стыд.
Если есть страх, что подросток общается с опасными людьми, лучше обсуждать это с ним, пока ситуация не прояснится. Если проявлять насилие, то он станет удалять или скрывать свои переписки, а в сложной ситуации может испугаться стыда и унижения и не обратиться к родителям за помощью.
В любом случае ребенку необходимо иметь возможность рассказывать родителям о своих переживаниях, недовольстве, проявлять агрессию. И понимать, что родители это не только слушают, но слышат и учитывают. Тогда у него будет ощущение безопасности и поддержки».
Ранее «Патрульный Петербурга» сообщал о том, что в Санкт-Петербурге ребенок получил травму позвоночника в школе после инцидента с одноклассниками.